| Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 03:07

Сайт педагога дополнительного образования

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Работа с родителями

Главная » 2015 » Январь » 13 » Семейная педагогика тема: Взаимодействие педагогов и родителей
16:02
Семейная педагогика тема: Взаимодействие педагогов и родителей

Семейная педагогика            тема:      Взаимодействие педагогов и родителей

 

Содержание

 

Введение

1. Родительский университет.

2. Родительское собрание:

 - тематические родительские собрания;

 - комбинированные родительские собрания;

3. Индивидуальные беседы.

4. Час консультаций.

5. Диспут, дискуссия.

6. Родительская конференция.

7. Родительский комитет.

 Словарь-справочник

 Приложение

Взаимодействие педагогов и родителей

     Образовательное учреждение, было, и есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит взрослым лучше узнать ребенок, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом поможет им в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных, жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

   Педагогам важно установить партнерские взаимоотношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

  Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Восполнять этот пробел, призваны учреждения дошкольного, основного и дополнительного образования. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности этих учреждений в работе с семьей принято считать организацию педагогического просвещения родителей.

 

Формы взаимодействия педагогов и родителей

  • Родительские собрания:

 - тематические;

    - комбинированные.

  •  Индивидуальные беседы.
  • Родительский университет.
  •  Час консультаций.
  •  Вечера вопросов и ответов.
  •  Диспут, дискуссия.
  •  Родительская конференция.
  •  Родительский комитет.

 

Родительское собрание

   Родительское собрание – это одна из основных форм работы с родителями. Различают тематические родительские собрания  и комбинированные.

Тематические родительские собрания проводятся по группам или для родителей учащихся всего объединения. Тематика может быть разнообразна, но она должна освещать все вопросы, касающиеся детей этого возраста.

Примерная тематика родительских собраний:

- Типы родителей. Типы воспитателей.

- Отцы – тоже родители.

- Трудный возраст.

- Знаем ли мы своего ребенка?

- Здоровье ребенка.

- Выходной в семье.

- Детские страхи.

- Ошибки семейного воспитания.

- Как любить своего ребенка.

   Лекции не должны быть продолжительными по времени ( не более 40 минут), так как после лекции обычно проходит обмен опытом по обсуждаемому вопросу. В лекции важно просто и доходчиво изложить теорию вопроса.

   Изложение теории обязательно сопровождается анализом примеров из жизни коллектива. Учитывая психологию слушателей, следует брать положительные примеры, при этом называя фамилию, имя, отчество родителей ребенка  или фамилию и имя ученика. Не следует злоупотреблять похвалой только одной какой-либо семьи или одних и тех же двух- трех семей. А вот отрицательные примеры из жизни детей должны давать безымянно. Это заставляет всех присутствующих подумать о своем опыте воспитания, проанализировать его. Примеры можно брать из журналов, газет, книг.

  После изложения теории вопроса, анализа позитивных и негативных примеров родителям даются общие рекомендации. В конце лекции лектор сообщат список литературы по данной теме, рекомендует журналы, статьи.

  Среди тематических родительских собраний выделяются собрания мам, пап, бабушек, дедушек.

   На комбинированных родительских собраниях ведется педагогическое просвещение родителей, подводятся итоги учебно-воспитательной работы, намечаются цели и задачи на следующий период. Лекции, беседы, учебные тренинги, проводимые на родительских собраниях, составляют первую часть комбинированного собрания, а его вторая часть обычно полностью посвящается учебно-воспитательной работе.

   Важным этапом проведения родительских собраний является подготовка к ним.  Обычно к подготовке привлекаются активные родители, им дается какое-то задание. К собранию может быть подготовлена выставка работ учащихся: большим успехом у родителей пользуются стенные газеты, которые отражают жизнь ребят в данном учреждении.

   Как приглашать родителей на собрание? Можно с помощью красочного пригласительного билета, можно устно, передав приглашение через ребят, а можно передать записку – извещение. Следует приучать детей и родителей к тому, что на письма следует отвечать – хотя бы краткими оповещениями о том, что записка получена.

  На итоговые собрания, отчеты детей приглашения оформляются ярко: такие собрания превращаются в праздник. Текущие, каждодневные вопросы обсуждаются в деловой обстановке – сообщение о таком собрании можно передать устно или в письменном виде. Таким образом, сама  форма приглашения  ориентирует родителей, определяет их настрой и помогает осознать особенность предстоящего собрания.

   Задача педагога состоит в том, чтобы поддерживать интерес каждого родителя к общей работе, и это возможно лишь тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.  Конкретную информацию об успехах, и особенно недостатках своего ребенка, родители получают здесь же, на собрании в письменном виде.

   Письма – характеристики – это время от  времени направляемые через детей короткие оповещения об их успехах за определенный период ( месяц, четверть, полугодие). Как показывает практика, ребята, ребята любят такую форму общения с родителями, потому что в этих коротких письмах содержится анализ их работы, поведения, характера. Открытые письма намного эффективнее закрытых: « тайное» всегда вызывает у детей недоверие.

Индивидуальные беседы

  Ещё одной формой общения педагогов с родителями являются индивидуальные беседы – обсуждение проблем, важных для конкретного ученика и его ученика. Встреча с родителями организуется

не для того, чтобы  « отругать», « сообщить о неприятностях»,  а для того, чтобы оценить достигнутое, поставить новые задачи, найти варианты помощи,  если это необходимо. В беседе обязательно должен принимать участие и ребенок, чтобы он видел, что это проявление внимания, заботы, сердечности, беспокойства.

 Индивидуальная  беседа может состояться и дома, при посещении семьи ребенка. Первое посещение носит ознакомительный характер: педагог выясняет состав семьи, характер  работы каждого из родителей, круг его увлечений, чем он может быть полезным коллективу. Во время беседы важно почувствовать общий культурный уровень семьи, стиль отношений в ней.

   Педагогу можно рекомендовать вести « Дневник встречи с родителями», для записи сведений о конкретно каждом ребенке и его семье.

Родительский университет

    Родительский университет – это систематически проводимое в любом учебном заведении лекции по общим вопросам психологии, педагогике, этике, гигиене, праву и т.п. Проводится они один раз в четверть. В качестве лекторов могут выступать как сами педагоги, так и приглашенные специалисты. Такая форма работы с родителями способствует повышению их педагогической культуры, психолого- педагогической компетентности в семейном воспитании.

                                      Час консультаций

Вместе с родительским комитетом администрация образовательного учреждения объявляет день и час консультаций для родителей. В этот день и час в учреждении находится абсолютно весь педагогический коллектив. Родители могут встретиться и поговорить о своем ребенке не только с педагогом, ведущим занятия в объединении, но и с руководителем структурного подразделения, завучем, директором. Такие встречи- консультации оправдывают себя: родители привыкают к тому, что в определенный день и час можно детально поговорить  о своем ребенке.

                                Правила ведения беседы

- Беседовать надо не торопясь;  лучше это делать после занятий, когда дети уже разошлись и вся обстановка располагает к беседе;

- Разговор следует начать с положительных моментов;

- Лучше с начала спросить у родителей, как поступить

в сложившейся обстановке, а затем советы будет

давать педагог;

-  В беседе с родителями очень важно владение

педагогическим тактом, то есть умение найти

правильный путь к чувству и сознанию родителей,

выбрать наиболее эффективные методы воздействия

на личность с учетом ее индивидуальных

особенностей;

- Замечания, задевающие самолюбие, постоянные жалобы на ребенка, сосредоточение внимания на недостатках только отталкивают родителей от общения с педагогом, а значит, отдаляет выполнение желаемой цели.

Вечера вопросов и ответов

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам. Родители на подобные вечера приходят, как правили, заранее подготовленными.

 Такие мероприятия проводятся в единый для учреждения день. Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении такого вечера. В течение этого времени инициативная группа занимается подготовкой данного мероприятия: собирает вопросы, разбивает их на группы, кратко знакомит педагогический коллектив с тематикой.

 Как организовать поступление вопросов? Обычно для этого используются родительские собрания, или об этом сообщается через детей. при этом будет лучше, если вопросы принесут сами родители.

На самом вечере желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива. На вечера также могут быть привлечены психологи, юристы, и другие специалисты. Родители на них приглашаются с учетом возрастных особенностей детей

( например: родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8-9 классов).

Диспут- дискуссия

    Нередко вечера вопросов и ответов перерастает в диспуты или дискуссии, где происходит столкновение взглядов, мнений и в то же время происходит формирование суждений, оценок, убеждений. Эта форма позволяет включить родителей в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Отличительной особенностью диспута, дискуссии является высокая активность участников, которая в то же время во многом зависит и от актуальности вынесенной на обсуждение проблемы. Целесообразно проводить их не чаще 1-2 раз в год.

Успешное проведение диспута требует хорошей его подготовки, подготовки ведущего и участников. В первую очередь определяются время, место проведения, круг вопросов для обсуждения. Все участники диспута должны быть ознакомлены с вопросами, чтобы к моменту проведения диспута быть готовыми высказать свое мнение.

   Важная роль отводится ведущему:  им должен быть человек, хорошо владеющий спецификой обсуждаемых вопросов, умеющий вести диалог, способный плавно перевести разговор к следующему вопросу. Ведущий должен быть деликатным и терпеливым, страстным и гневным, невозмутимым и ироничным. Диспут не требует от ведущего определенных и окончательных решений, его цель – создание ориентированной основы для исканий и самостоятельных решений.

Родительская конференция

Родительская конференция соединяет в себя пропаганду теории воспитания с обменом опытом семейного воспитания. Проводятся такие конференции под руководством педагога при активной помощи родителей.

  Тематика конференций может быть различной. Подготовка к ним очень тщательна и продолжительна, она предусматривает собой целенаправленную работу в нескольких направлениях:

- изучение теории вопроса;

- Изучение, отбор и обобщение опыта семейного воспитания;

- подготовка выступающих;

- работа с детьми.

Как показывает практика, проводить конференции желательно не чаще одного раза в год. Проводятся они в середине или в конце года.

Примерный план проведения конференции:

1. Вступительное слово ведущего о задачах и порядке проведения конференции.

2. Основной доклад или краткие доклады-сообщения по конкретным вопросам воспитания детей.

3. Выступления по заслушанным докладам.

4. Подведение итогов.

Нельзя забывать и еще об одной стороне проведения родительских конференций – организации разнообразных показов результатов детского успеха.

Что дают такие конференции? Родителям – помогают осмыслить свой опыт, повышают уровень педагогической культуры, предостерегают от ошибок. Педагогам – помогают найти новых помощников, заинтересовать менее активных родителей.

Родительский комитет

Основным помощником педагога был и остается родительский комитет – общественный орган, главной задачей которого является помощь учебному заведению в осуществлении обучения и воспитания.

   Структура комитета должна быть гибкой, подвижной, отвечающей задачам работы. Количество человек определяется количеством направлений, по которым ведется работа. Деятельность осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы, педагогического просвещения и с учетом контингента родителей. Наличие действенного штаба способствует постепенному привлечению всех родителей к работе с детским коллективом, что само собой приводит к появлению нового коллектива –коллектива родителей, а значит, делает их участниками целостного процесса воспитания.

Словарь- справочник используемых терминов

   Беседа – вопросно-ответный метод привлечения участников к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок.

   Воспитательный процесс – целостный, сознательно организованный процесс формирования  и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами.

   Дискуссия – коллективное обсуждение какой-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа.

   Диспут – спор, путь мобилизации активности участников для выработки правильных суждений и установок.

   Лекция – развернутое и организованное в доступной форме, изложение сущности той или иной проблемы.

   Образовательное учреждение – учреждение, зарегистрированное в порядке, установленным Законом РФ « Об образовании», в качестве образовательного, и осуществляющее или предполагающее осуществлять образовательный процесс по одной или нескольким основным  и ( или) дополнительным программам и ( или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся ( воспитанников).

 

   Родительское  собрание – высший общественный орган, определяющий своими решениями задачи и направления работы родительского комитета

 

   Родительский комитет – координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия образовательного учреждения и семьи для решения воспитательных задач.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

 

- Родительский университет

- Родительское собрание:

   тематические

   комбинированные

- Индивидуальные беседы

- Час консультаций

- Вечера вопросов и ответов

- Диспут, дискуссия

- Родительская конференция

- Родительский комитет.

Правила ведения беседы

 

- Беседовать надо не торопясь;  лучше это делать после занятий, когда дети уже разошлись и вся обстановка располагает к беседе;

- Разговор следует начать с положительных моментов;

- Лучше с начала спросить у родителей, как поступить

в сложившейся обстановке, а затем советы будет

давать педагог;

-  В беседе с родителями очень важно владение

педагогическим тактом, то есть умение найти

правильный путь к чувству и сознанию родителей,

выбрать наиболее эффективные методы воздействия

на личность с учетом ее индивидуальных особенностей;

- Замечания, задевающие самолюбие, постоянные жалобы на ребенка, сосредоточение внимания на недостатках только отталкивают родителей от общения с педагогом, а значит, отдаляет выполнение желаемой цели.

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 2081 | Добавил: DDT | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Могойтуйский районный Дом детско-юношеского творчества
  • Могойтуйская районная детская общественная организация "Галхан"
  • Социальная сеть работников образования

  • МОУ ДОД "Могойтуйский районный Дом детско-юношеского творчества" 2011
    Конструктор сайтов - uCoz